Старый ангарский мост – история, наследие, дух Иркутска!
Старейший мост через Ангару в Иркутске недавно праздновал свое день рождения! Ровно 80 лет назад, 15 ноября 1936 года, состоялось его торжественное открытие.
Уже более 80 лет левый и правый берега Ангары связывает между собой добротный железобетонный мост с арками и пилястрами… Каждый день по нему проходят тысячи людей, сотни автомобилей спешат по своим делам… Однако мало кто знает, что постройкой этого сооружения жители Иркутска обязаны Владимиру Ленину, а в 1941-м году по нему на фронт уходили добровольцы. С 1936 года мост ремонтировали всего один раз – настолько он надёжен и прочен.
Реклама:
Истоки Ангарского моста
Лодочная переправа через Ангару существовала еще в 19 веке. Но сильная и норовистая река в непогоду не давала дороги судам и рейсы приходилось отменять. Позднее между правым и левым берегом пустили паром, который бурным течением переносило за 5 минут. Оттого в народе паромную переправу называли «самолетом».
В 1891 году Иркутск ждал приезда цесаревича – будущего российского императора Николая II. Монарх возвращался из кругосветного путешествия и по пути в Вознесенский монастырь планировал посетить Приангарье. К великому событию через Ангару был построен понтонный мост. В знаменательный день будущий царь сам перерезал красную ленточку, а строение назвали Николаевским. Хотя мост не раз уносило течением – его регулярно восстанавливали. В общей сложности строение прослужило 45 лет. До сей поры в устье реки можно увидеть его остатки.
В 1906 году был объявлен конкурс на разработку железобетонного моста через Ангару. Архитекторы предложили более 10 проектов. По решению комиссии был отобран вариант инженеров Поликарпова, Ключарева и архитектора Ивана Француза. Проект требовал более 2,3 млн рублей, но Первая мировая война опустошила казну и строительство пришлось отложить.
Наследие Ильича – железобетонный гигант
После смерти вождя пролетариата Владимира Ленина по всей стране начали собирать средства для увековечивания памяти о нем. Именно тогда Надежда Крупская обратилась к народу: она просила не тратить деньги на памятники и рекомендовала строить детсады, школы, больницы.
Тогда жители Иркутска создали специальный счет №198, куда любой желающий мог пожертвовать средства. Уже в 1931 году начались первые работы по строительству: к работам привлекались жители соседних деревень и горожане.
В 1935 году по распоряжению Сталина ответственность за постройку моста взял на себя Мостстрой РСФСР, бюджет выделили дополнительное финансирование, а руководить проектом был приглашен инженер Холин. Круглосуточно рабочие посменно трудились над постройкой грандиозного сооружения и в 1936 году Ленинский мост был готов.
Какие интересные факты история сохранила о стройке?
• вместо планируемых 2,3 млн на проект было потрачено 4,5 млн рублей;
• зимой 1936 года строителям приходилось работать при температуре 40-50 градусов ниже нуля;
• на съездах моста по бокам должны были поставить скульптуры рабочего и колхозника, пограничника и партизана – однако эта идея так и не была воплощена в жизнь.
Современные будни Ангарского моста
70 лет величавое железобетонное сооружение служило жителям Иркутска верой и правдой. В 2006 году мэрия города впервые закрыла мост на ремонт для восстановления автомобильного полотна. За месяц строители полностью заменили дорожное покрытие, трамвайные рейсы и шпалы.
В 2013 году был введен в эксплуатацию еще один мост через Ангару – Академический. Он сумел снять нагрузку со старого моста, которая в 2010-2013 гг. в 6-7 раз превышала норму.
В 2017 году начался еще один крупный ремонт Ангарского моста: было решено заменить более хрупкие бетонные блоки на прочную металлическую волну. Проект реконструкции в первоначальном варианте был разработан еще в 2007 году; еще 10 лет инженеры и архитекторы трудились над его уточнением и доработкой.
Ангарский мост соединяет левый и правый берега реки, Свердловский и Правобережный районы Иркутска уже более 80 лет. Его прочные железобетонные арки и пилястры до сей поры сохранили свою надежность и прочность, строгий и внушительный внешний вид. Сооружение еще многие годы будет соединять две части города, ежедневно помогать людям и автомобилям перемещаться с одного берега на другой.