25 декабря самолет МС-21-300, крыло которого выполнено из полимерных композиционных материалов российского производства, выполнил первый полет. Воздушное судно поднялось в воздух с аэродрома Иркутского авиационного завода, являющегося филиалом компании «Иркут» Объединенной авиастроительной корпорации. Полет прошел в штатном режиме - сообщает портал Ростех.
Фото: Объединенная авиастроительная корпорация
Самолетом управлял экипаж в составе двух летчиков-испытателей, удостоенных звания Героя России, – Романа Таскаева и Олега Кононенко. По завершению полета Роман Таскаев отчитался: «Полетное задание выполнено полностью. Системы самолета работали в штатном режиме».
МС-21-300/310 – среднемагистральный самолет нового поколения, рассчитанный на 163 – 211 пассажиров. Его отличительной особенностью является крыло из композиционных материалов.
По словам министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова, первый полет пассажирского воздушного судна с крылом из российских композитов продемонстрировал, что все сделано правильно, программа МС-21 поэтапно и настойчиво реализуется, несмотря на санкции и недобросовестную конкуренцию. То что мы наблюдаем, является результатом развития компетенций авиационной промышленности и смежных отраслей, а также небывалой по масштабу государственной поддержки. Общий объем средств, направленных Минпромторгом России на производство отечественных материалов для композитного крыла, составил 4,4 млрд. рублей.
Введенная технология для производства крыла имеет ряд существенных преимуществ. Так, в сравнении с обычной автоклавной технологией, она дает возможность увеличить производительность, уменьшить трудозатраты и себестоимость, а также обеспечить возможность формования крупных деталей. К настоящему моменту произведено композитное крыло для 2-х воздушных суден, изготавливается 3-й комплект. Получение изменений в сертификат типа в части композитного крыла из российских материалов запланировано на 2-е полугодие 2022 следующего года.
Реклама:
Материалы российского производства для силовых композитных конструкций крыла разработаны при содействии ученых МГУ и Росатома, а также специалистов авиапрома. Квалификационные испытания материалов продемонстрировали их соответствие требованиям к конструкции самолета МС-21. Консоли крыла и центроплан самолета МС-21-300 производятся на предприятии «АэроКомпозит-Ульяновск». При производстве крыла применяется технология вакуумной инфузии, запатентованная в нашей стране.
Руководитель Ростеха Сергей Чемезов уточнил, что доля композитов в конструкции МС-21 составляет порядка 40%. Это является рекордным показателем для среднемагистральных самолетов. Использование прочных и легких композиционных материалов дало возможность создать крыло с такими аэродинамическими характеристиками, которые недостижимы для металлического крыла. Совершенствование аэродинамики позволило увеличить ширину фюзеляжа МС-21 и расширить салон, что обеспечило новые плюсы с точки зрения комфорта для пассажиров. Это 1-й в мире среднемагистральный самолет, где использованы такие решения.
МС-21 ориентирован на наиболее массовый сегмент рынка пассажирских перевозок в России и за рубежом. Сейчас сертификация самолета МС-21-300 идет к завершению, начать его поставки в авиакомпании планируют в следующем году. Параллельно ведутся летные испытания самолета МС-21-310 с новым российским двигателем ПД-14.
Генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь уточнил, что кроме 3-х самолетов, которые поступили в цех окончательной сборки, на разных стадиях производства находятся еще столько же МС-21-300. Все они получат крыло из российских композитов. В рамках программы МС-21 сделан большой шаг в развитии сотрудничества отечественных самолетостроительных заводов. В структуре ОАК созданы центры компетенций, которые специализируются на производстве отдельных агрегатов. А именно: «Авиастар» производит панели фюзеляжа и хвостовое оперение МС-21; воронежское ВАСО – пилоны двигателей и обтекатели шасси; «АэроКомпозит-Ульяновск» – кессон крыла, «КАПО-Композит» –механизацию крыла. Перечисленные центры участвуют в перспективных проектах российского авиастроения.
Интернет-журнал «Берег Ангары»